Главная » Новости » Білім - Образование » Неизвестные герои Алаша — Зука батыр

Неизвестные герои Алаша — Зука батыр

В истории казахов очень много белых пятен и неизвестных героев своего народа. Один из них славный сын своего народа, отважный герой Алтая, предводитель Национально-освободительного движения против Китая – Зука батыр.

IMG-20160613-WA0008

Батыр Зуха, Зауха Сабитулы (род в 1869 году, Восточно-Казахстанская область, Зайсанский район, село Кендирлик — 1929) – предводитель национально-освободительного движения в Китае. Зука Батыр Сабитулы – известный деятель казахского народа, до конца своей жизни неустанно боровшийся в конце ХІХ века – начале ХХ века с социальным неравенством, с гнетом властей в отношении беззащитного, безоружного народа, участвовавший в освобождении своего народа от давления и бесчинства властей, грабивших свой народ со всех сторон, подобно птице чибис оберегавший казахский народ, оказавшийся в подчиненном положении, от множества бедствий неустойчивого периода; он противостоял против политики угнетения казахов со стороны чуждого государства.

По данным исторических источников в конце 20-годов ХХ века общественная ситуация Алтайского региона стала особенно накаляться. Летом 1928 года Ви Жынго был назначен на должность «дау иынь» (дополнительный посол обороны) Алтая. С приходом к власти он тут же начал проводить кровавую политику в отношении жителей Алтая. Он стал угнетать народ. Он применял насилие с применением военной мощи, непомерно увеличил ставки налогов и очень замучил народ. Один из тех, кто не стал мириться со сложившимся положением и начал оказывать действенное сопротивление такому деспотизму и тирании Ви Жынгона – Зуха Сабитулы.

В этом году исполнится 150 лет со дня рождения Зуха батыра Сабитулы. Он родился в 1866 году в местности Кендирлик Зайсанского района Восточно-Казахстанской области. Отец Зука батыра — широко известный в восточном регионе мулла по имени Сабит. Дальним предком является мудрец Нурмухаммед (абыз). В семь лет воспитание Сабита было вверено хазирету Уалдану, который проживал в то время в городе Уфа. Он проучился девять лет и объехал такие города, как Бухара, Казань, Самарканд. Когда Сабиту исполнилось 25 лет хазирет Уалдан, который был доволен его умственными способностями и мировоззрением, а также восхищавщийся его образом мышления сосватал ему в жены свою внучку Батиму, дал ему свое благословление, пожелал ему удачи в дальнейшем, и, вручая ему свой посох сказал: «Это не обычный, таинственный посох, его держали в руках семь духовных наставников, он является опорой уставшему, имеет целительное свойство для больного, никогда не оставляй его и носи всегда рядом с собой». С этими словами он проводил Сабита в долгий путь на свою родину. Сабит вернулся в Маркаколь, Манырак с огромным багажом знаний. Он стал благородным человеком: таким же великодушный, как гора Калба, которая расположена на его родине, таким же благородным, как и озеро Жайсан, по которому он когда-то плавал. Хоть он и не был такой же легендарной личностью, как его предок Нурмухаммед, который по повелению Всевышнего летал, как орел, паря над небесами, и, покровительствовал в народе под белым флагом Абылай хана, но все же он безупречно отслужил своему народу. Он оправдал надежды своего народа и стал обучать молодое поколоение, которое подрастая становилось полноправным хозяином своей родной земли. Он стал почитаемым сыном своего народа, получив значимый статус — Дамолда. Он открыл четыре медресе в Ласты, ТАсты, Бауыршыне, Тарбагатае и всю свою жизнь посвятил обучению детей. В этих мечетях и медресе обучалось более пятисот учащихся, получив в стенах этих учебных заведений религиозное образование. Молодой Зука с малых лет получил образование у своего отца, а также у ишана Мухаммеда Мумина, который был направлен в эту местность для религиозного просвещения населения.

IMG-20160613-WA0007

Очень сообразительный с детства, отличающийся от других своим поведением, особо одаренный, обладающий большим багажом религиозных знаний, сведущий в шариате, освоивший грамотность и письменность, сведущий в математике, находчивый парень Зука с малых лет попался в поле зрения своего народа. В тот период, когда он начал совершенствоваться и взрослеть, когда уже мог самостоятельно ездить верхом и вмешиваться в дела управления народом скончался его отец, и, таким образом он познал все тяготы и трудности судьбы. У его овдовевшей матери на руках остались четверо детей и Зука понял, что дальнейшая судьба своих младших братьев напрямую зависит от него. Они перевезли к себе братьев, которые изъявляли желание стать волостным и надеялись реализовать права аменгерства. Зука рано понял надменное и покровительственное отношение баев и торе по отношению к бедным, сиротам и вдовам в те дни, когда пас лошадей богатых земляков. Он очень разочаровался, увидев, как борются буквально в «собачьей схватке» за чины и звания почитаемые им же самим когда-то в детстве уважаемые люди, вожди народа. Он всегда защищал слабых и неимущих от необоснованного давления со стороны сильных. Люди, уставшие терпеть притеснение и натиск от власть имущих стали все чаще обращаться хотя и молодому, но все же заботящемуся о нуждах своего народа молодому Зуке батыру, высказывая ему чаяния и нужды. А Зука в своб очередь по мере своих сил и возможностей помогал обращавщимся к нему за помощью. Вместе с тем, можно сказать, что распространению положительной молвы из уст в уста о добрых деяниях Зука батыра, который быстро повзрослев, стал вмешиваться в дела народа, способствовали стихи Абая, которые быстро распространялись с местности Жидебай, с подножия Шынгыстауских гор, которые на лету запоминали одаренные люди; стихи, которые могли разбудить спящего, взбодрить здравстствующего. Как говорили его современники Зука при вынесении определенного решения наряду с аятами Корана и хадимсами Пайгамбара, упоминал также и стихи Абая. Все это способствовало формированию личности Зука батыра, который заботился о нуждах и чаяниях своего народа. Такой развитый не по годам, дальновидный «бунтарь» не нравился начальствующим чинам белого царя и боровшимся меж собой «в собачьей схватке» за чины и звания руководи телям казахского народа. Не выдержав подобного притеснения своего времени, собрав своих единомышленников, поддерживавших его и следовавших за ним своих собратьев перекочевал в местность Сауыр, подальше от сферы влияния русских. Известно, что и здесь ему жилось неспокойно. Но все же он хотел воспитать учеников по пути, указанному своими предками, мечтал обучать детей, просвещать их и достичь справедливости.

Имеющего большой багаж религиозных знаний, непревзойденного оратора, сведующего в вопросах шариата, преемника известного дамоллы Сабита пригласил к себе Женисхан гун – сын Абильпеис хана, внук Когедая и назначил муллой медресе, а впоследствии отправлял его участовать в различных тяжбах, возникавших в народе. Зука молла руководствуясь положениями шариата восстанавливал справедливость путем возврата отобранного у потерпевшего и способствуя возмещению ущерба. Он разоб личал тех, кто потворствовал бесправию, вершимому богачами. Такие его действия не нравились притеснителям бедных и беспомощных.Зуке батыру, все существо которого противилось социальному неравенству казалось, что его жизнь, в которой он обучает детей, строит и организует работу мечетей, медресе, добывает средства к существованию проходит зря. Ему казалось, что он правильно не использовал свой потенциал в годы, когда он работал преподавателем в медресе, обучая религиозной граомте ребят. Зука батыр чувствовал, что в тот момент он проникся робостью, был одиноким, а его годы проходили не так, как подобает его мужскому порыву. Он в один день принял решение, бросил преподавание и деятельность в качестве муллы и вновь перекочевал в гущь народа. С того дня, он навсегда перешел с обучения детей на путь служения своему народу. Он до конца своей жизни не сошел с этой дороги. За героизм батыра Зуки, принимавшего участие в осво бодительных войнах своей земли от иноземных захватчиков нынешнее китайское правительство также проявляет к его образу огромную симпатию как на авторитетную личность, принимавшую участие в расшире нии границ государства. И не ограничивает инициативы в улучшении ограды его могилы, установлении памятных знаков и памятников, устраивании в его честь годовщин, почитании его имени и славы.

Одним из главных доказательств этого является то, что в последние годы вышли в свет два исторических романа о жизни батыра Зуки. Один из них – роман Батырхана Кусбегина «Зука батыр», а вторая – роман «Пана» (кров) Кажыгумара Шабданулы, который просидел в тюрьме сорок пять лет. Также можно назвать и роман «Сағыныш» (тоска) Бай-ахмета Жумабайулы, в котором описывается о потомках Зука батыра. Хвалебные песни, сказания, посвящения, оплакивания, рассказы-легенды, написанные повести – все это могло бы послужить материалом не нескольких книг. О жизни Зука батыра написано множество исторических исследований и литературных произве дений в Монголии, Турции, США, а также в нескольких странах Европы. В этом году в 11 странах Европы планируется проведение мероприятий, приуроченных празднованию 150-летия Зука батыра. Несмотря на то, что у нас в стране не было опубликовано иных объемных, специальных художест венных произведений, кроме поэмы автора настоящих строк «Зука батыр» (1999 г.), сегодня мы радуемся тому, что благодаря обретению независимости только-только начали выходить в свет источники ценных сведений о выдаю щихся личностях, среди казахов, живших зарубежом, боровшихся за справед ливость на пути национально-освободительного движения, не разглашав шиеся до настоящего времени. Конечно, это только начало повествований о батыре, посвятившем свою жизнь во благо своего народа, думаем, что будущее поколение подарит нам значительные, более объемные сказания о народном герое. Литературно-хужожественные произведения о Зука батыре могут послужить объектом отдельного исследования. Как отметил в этой связи академик С.Кирабаев: «духовное наследие казахского народа не ограничивается только лишь трудами представиетелей наций, прожвиающих на сгеодняшний день в Казахстане. Литература и культура народов, иммиг рировавших по иронии судьбы зарубеж и в страны бывшего СССР являются неотъемлемой частью нашего национального достояния». Как сказал Акселеу Сейдимбек «можно сказать, что с тех пор, как казахский народ вышел на арену истории в качестве самостоятельного этноса наверно не осталось ни одной известной в народе личности, о котором бы ни было сложено поминальных сказаний» поминальных песен о жизни Зука батыра. Пара страниц, написанных о жизни и сущности Зука батыра, его авторитете и достоинстве, которые можно ставить в пример подрастающему поколению, описанные художественными словами, навеки ставшими достоянием народа дают возможность мысленно представить о характере времени и общества, в котором жил батыр, об атмосфере того времени, о существовании народа и о его нраве, об облике смутных, суетных времен, в которые жил батыр.
Сегодня предверии праздника 25 – летие независимости Республики Казахстан, мы должны говорить и помнить о наших славных неизвестных и позабытых героях. Давь дань почета и уважения всем героям казахского народа не стирая их с памяти, только тогда мы можем себя полноценно называть страной «Мәңгілік Ел» и передать наказом для будущего подрастающего поколения неизвестных героев нашей истории.

Батырхан Жумабаев

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*